Как Владимир Путин надеется преобразовать российскую торговлю

Share on facebook
Share on twitter
Share on telegram
Share on vk

Россия диверсифицирует торговые потоки, перенаправив их в Азию: в Китай и Индию, пишет The Economist. Будет обновлена соответствующая инфраструктура, в частности, транспортные магистрали. Это позволит обеспечить российской экономике рост в отрыве от Запада.
Российский лидер убежден, что будущее страны сопряжено с Китаем и Индией. Что может пойти не по плану?
Владимир Путин не скупится на свою спецоперацию на Украине. По данным Министерства обороны США, российский президент выделил на военные нужды свыше 200 миллиардов долларов — или 10% ВВП. Теперь он планирует вложить значительные средства в инфраструктуру, чтобы обеспечить экономике процветание даже в отрыве от Запада. В ближайшее десятилетие российское государство рассчитывает потратить 70 миллиардов долларов на строительство транспортных магистралей, которые свяжут страну с ключевыми торговыми партнерами в Азии и на Ближнем Востоке. Львиная доля средств пойдет на Дальний Восток и Крайний Север. Меньшая часть — на Международный транспортный коридор «Север-Юг» (INSTC), который свяжет Россию и Индийский океан через Иран. Чиновники сулят рост перевозок по всем незападным торговым путям.
Конфликт на Украине уже перенаправил потоки российских грузов. Страны, не поддержавшие санкции Запада, во главе с Китаем и Индией, восполнили выпавший объем торговли. Но поскольку экспорт в Азию ограничивает фрагментарная инфраструктура на востоке страны, товары нередко приходится доставлять окольными путями — через порты Черного и Балтийского морей и Суэцкий канал. Российские должностные лица обеспокоены перспективой блокады этого маршрута, а также тем, что влияние НАТО на ключевые артерии вроде того же Босфора чревато дополнительными ограничениями. Стремясь нарастить экспорт и уберечь торговые связи от вмешательства, Россия инвестирует во взаимоотношения с более дружественными странами. «Транспортный коридор „Север-Юг“ должен стать примером самого широкого международного сотрудничества», — заявил Путин.
Это разительная смена подхода. Российские чиновники еще недавно избегали инфраструктурных связей с Китаем и Ираном, поскольку торговля с Европой считалась достаточно прибыльной. Сдвиги торговых маршрутов изменили их расчеты. Торговля между Россией и Китаем, подстегиваемая спросом на российскую нефть, достигла в прошлом году рекордных 240 миллиардов долларов, увеличившись на две трети с 2021 года. В 2022 году открылся первый железнодорожный мост через реку Амур, естественную границу России с Китаем. Еще один был одобрен в прошлом году. К 2030 году Россия хочет нарастить объемы грузовых перевозок по Северному морскому пути вдоль своего арктического побережья в восточный Китай с 36 до 200 миллионов тонн.
Еще пару лет назад российские компании также сторонились Ирана из страха западных санкций. Теперь две страны-изгоя с удвоенной силой развивают коридор «Север-Юг». В прошлом году Россия согласилась профинансировать иранскую железную дорогу Решт-Астара, недостающий 162-километровый участок западного ответвления коридора, чье строительство застопорилось, хотя и было одобрено почти два десятилетия назад. Путин считает, что после завершения строительства коридор «Север-Юг» «значительно разнообразит мировые транспортные потоки», превратив Иран в узел для российских товаров, направляющихся на Ближний Восток, в Азию и дальше. Но главный его трофей — Индия. В отличие от Китая, ее спрос на уголь и нефть, по прогнозам, останется высоким как минимум до 2030 года.
Однако путинским планам грозят серьезные препятствия. Для начала, даже при том, что грузооборот по новым маршрутам растет, объемы по-прежнему скудны. Ледяной покров не допустит круглогодичного использования Северного морского пути как минимум до середины века, когда ученые предвидят первую зиму без льда. В 2022 году по коридору «Север-Юг» было перевезено всего 8 миллионов тонн железнодорожных грузов — значительно меньше его суммарной мощности в 14 миллионов тонн. Маршрут напрямую зависит от грузовиков, и это ограничивает пропускную способность. Несмотря на рост торговли с Китаем, железные дороги Дальнего Востока России в прошлом году перевезли на 13% меньше грузов, чем заявлено. Одна из них, Байкало-Амурская магистраль, преимущественно однопутная и лишь частично электрифицирована. После десятилетий запустения порты и железные дороги на востоке России отчаянно нуждаются в ремонте.
Кроме того, хватит ли финансирования для столь масштабной работы? Не повредили бы средства из других источников. В мае Индия подписала десятилетний контракт стоимостью 370 миллионов долларов, расширив свой контроль над иранским портом Чабахар. Азербайджан, Казахстан и Узбекистан модернизируют внутреннюю железнодорожную и автомобильную инфраструктуру, чтобы помочь коридору «Север-Юг». Но основными спонсорами остаются Россия и Иран. В 2022 году на их долю пришлось 68% инвестиций в маршрут, причем Тегеран находится в стесненных финансовых обстоятельствах и во многом сам опирается на российские кредиты. Путин планирует вложить значительные средства в инфраструктуру, однако его далеко идущие планы могут сорвать колебания частного сектора. Российская аналитическая компания Sherpa Group предполагает, что частные инвестиции в государственную транспортную программу России сократятся с 927 миллиардов рублей (10 миллиардов долларов) в 2022 году до 180 миллиардов рублей в 2026 году.

Наша цель

Развитие и укрепление торгово-экономического сотрудничества между Россией и Ираном

Copyright © 2014-2024