Итоги бизнес-миссии ГК «РусИранЭкспо» и КСТП в Мангистаускую область Казахстана

Share on facebook
Share on twitter
Share on telegram
Share on vk

Круглый стол с участием  представителей транспортных, таможенно-брокерских компаний Казахстана и России на тему «МТК Север – Юг, Восток – Запад. Возможности логистики Казахстана. Железнодорожный и автомобильный транзит. Мультимодальные перевозки, судоходные компании на Каспии» прошел  с 20-23 июня в Актау в рамках бизнес-миссии, организованной  ГК «РусИранЭкспо» совместно с Международным Координационным советом по трансъевразийским коридорам (КСТП).

Александр Шаров, гендиректор компании  «РусИранЭкспо» выступил модератором круглого стола. Он презентовал возможности иранских портов, морские, железнодорожные и автомобильные перевозки.

Гендиректор компании «РусИранЭкспо» Александр Шаров сообщил, что выход на рынок Ирана достаточно простой из-за малой конкуренции. По его словам, сейчас в стране работает всего порядка 10 транспортных компаний, включая российские и индийские предприятия.

Сегодня транзит экспортно-импортных грузов через Казахстан организован в Россию, Узбекистан, Иран, Афганистан, а также в страны Персидского залива и Индию.

В условиях изменения транспортно-логистического ландшафта заинтересованность транспортных и экономических операторов к использованию возможностей, предоставляемых потенциалом этого коридора, существенно возрастает.

Коммерческий директор национальной морской судоходной компании «Казмортрансфлот» Берик Бисалиев рассказал о текущих возможностях и планах развития компании.

В настоящий момент КМТФ имеет в своем распоряжении семнадцать судов различного типа. Общий тоннаж флота КМТФ составляет более 300 тысяч тонн. Наиболее грузоподъемные суда – это два танкера класса Aframax дедвейтом 115 тысяч тонн, которые перевозят нефть казахстанских экспортеров с терминала в российском порту Новороссийск в Черном море по маршрутам до других портов на западном берегу Черного моря.

Также есть три танкера типа Caspimax – это суда с грузоподъёмностью в 12 тыс. тонн, оптимальный размер для Каспийского моря.

Данные танкеры работают в акватории Каспийского моря. В свое время этими танкерами мы возили нефть по направлениям Актау-Баку и Актау-Махачкала. Перевозка нефти по маршруту Актау-Баку прекратилась в конце 2015 года, возможно, сейчас при нынешней геополитической ситуации возобновится.

«Помимо этого, у нас есть два сухогруза – это «Туркестан» и «Бекет-Ата», три судна MCV (module carrier vessel – судно для транспортировки модулей) – «Барыс», «Беркут» и «Сункар». В настоящий момент, «Барыс» переоборудован в контейнеровоз, судно «Сункар» на заводе на стадии переоборудования, а «Беркут» ожидает очереди на модернизацию в контейнеровоз. Буквально на днях наКаспийском море появятся два казахстанско-арабских нефтяных танкера, закупленных для нашей компании», – сообщил Берик Бисалиев.

Танкеры будут задействованы при транспортировке казахстанской нефти по маршруту Актау – Баку.  

Кроме того, по его словам, у компании уже есть проект по строительству паромов на газе.

Коммерческий директор также сообщил, что планируется возобновить SWAP-операции по нефти с Ираном.

«В перспективе планируем  наладить транспортировку контейнеров в Иран – порты Астара и Амирабад. На этом маршруте будет задействовано судно «Сункар». Рассматривается отправка фидерными судами контейнеров по маршруту Туркменбаши. Сегодня в порту Алят снижен тариф на судозаход с 11 тыс. долларов до 3 тыс долларов, что тоже повлияет на активность грузоперевозок», – отметил Берик Бисалиев.

Он также сообщил, что ведутся переговоры по договорной перевозке зерновых по маршруту Россия – Иран. Будет заключен долгосрочный контракт на перевозку карбамида из Туркменистана в Азербайджан. Планируем перевозить грузы из Астрахани, Махачкалы в иранские порты.

Берик Бисалиев подчеркнул, что компания готова  принять участие в транспортировке грузов по маршруту Север – Юг. При необходимости морские суда Казмортрансфлота могут участвовать в перевозке контейнеров на маршруте ТМТМ. Рассматривается перевозка грузов из Черного моря.

В ходе круглого стола главный менеджер отдела транспортной логистики Актауского морского торгового порта Кайрат Калиолла сообщил, что в целях улучшения торговли с Исламской Республикой Иран в январе текущего года частный порт Ирана Астара, который не находится под санкциями, заключил с портом Актау соглашение, в рамках которого была открыта новая контейнерная линия между двумя морскими гаванями.

Стоит отметить, что ранее между портами  двух стран была создана контейнерная линия Энзели — порт Актау.

Кроме того, в целях улучшения торговли с Ираном в 2020 году была введена новая паромная линия порт Курык – Амирабад, соединяющая порт Курык с иранскими портами  Амирабад и Энзели.

В порту Актау будут проведены работы по расширению и модернизации инфраструктуры.  

Планируется строительство контейнерного хаба в порту Актау, расширение дополнительных причалов для обработки контейнерных, нефтеналивных грузов. На сегодняшний день порт Актау по пропускной способности контейнеров с имеющейся инфраструктурой может отправлять ежегодно 100 тыс. контейнеров.

На круглом столе проблемы и перспективы еще одного казахстанского порта Курык поднял Дамир Шушаков, начальник сектора организации перевозок и экспедирования грузов ТОО «Порт Курык».

Он отметил, что по сравнению с 2021 годом по итогам 2022 года через порт  Курык было отправлено в 2 раза больше паромов. По итогам 1 квартала 2023 года — на 1,5% больше, чем за аналогичный период 2022 года.

«Сегодня через порт Курык можно переваливать до 6 млн. тонн грузов. По итогам 2022 года этот показатель составил 2 млн. тонн. Таким образом, можно сказать, что порт Курык загружен всего лишь на 30%.», – отметил Дамир Шушаков.

По его словам, несмотря на проблемы с грузооборотом, в рамках развития портовой инфраструктуры к 2025 году в порту Курык планируется строительство многофункционального морского терминала «Саржа». Проект предполагает строительство зернового и универсального терминалов, терминалов наливных и генеральных грузов, а также транспортно-логистического центра. Осуществление запланированного позволит увеличить пропускную способность портов Казахстана еще на 9,4 млн. тонн.

Азамат Кожиров, коммерческий директор ТОО «Актауский морской северный терминал» рассказал о возможностях морской гавани.

На площади в 39,4 гектар, являющейся частью специальной экономической зоны «Морпорт Актау», может единовременно храниться до 5 тыс. контейнеров (TEU) и до 170 тыс. тонн генеральных грузов. Производственные мощности современного многоцелевого терминала позволяют обеспечить ежегодную перевалку до 3-х млн. тонн генеральных грузов и 1,5 млн.тонн зерновых культур, в том числе.

Терминал создан в 2014 году для увеличения роста перевозок грузов из Казахстана и Центральной Азии через порт Актау  в страны Закавказья и Персидского залива, а также в Россию. Терминал является звеном создаваемой мультимодальной логистической цепочки, которая также включает сухой порт «Хоргос — Восточные ворота», соединенный железнодорожной веткой с Актау. Вместе с тем, Северный Терминал является составляющей частью международных транспортных коридоров ТРАСЕКА и Север-Юг обеспечивающих выход в порты Каспийского, Черноморско — Средиземноморского и Балтийского бассейнов, страны Персидского залива и Юго-Восточной Азии.

Сегодня терминал принимает и отправляет зерно, металл, контейнеры и генеральные грузы, ведет погрузку-разгрузку вагонов и занимается комплексным обслуживанием судов. К примеру, в декабре прошлого года ТОО «АМСТ», совместно со своим партнером ТОО «Арпа-Трейд», произвели первую отгрузку на экспорт в Исламскую Республику Иран масличных культур водным транспортом прямым маршрутом.

«Хочу отметить, что на сегодняшний день Иран является одним из крупнейшим импортеров масличных культур, и предложенная логистическая схема является альтернативным маршрутом, значительно уменьшая транспортные издержки, тем самым позволяет увеличить текущий рынок сбыта данных культур с минимальными затратами», – отметил Азамат Кожиров.

Об особенностях логистики в Казахстане рассказал директор компании «Kenderli Logistics» Вячеслав Казаров.

Генеральный директор ТОО «Yrin Maritime Law Company» Александр Юрин раскрыл юридические аспекты перевозок на Каспии и транзита грузов через Казахстан.

Участникам круглого стола была представлена подробная презентация об особенностях таможенного оформления экспортно-импортных грузов и транзита. Ее представила директор ТОО «NBKS Logistics» Рита Аубекерова.

Ведущие менеджер по продажам российской группы компаний СКЭСС (г. Ростов-на-Дону) Александр Тимченко презентовал передовые технологии хранения и перевалки зерна.

Интересной была презентация  руководителя направления «Морская медицина» от компании ООО «Центр корпоративной медицины» (г. Томск) Констатина Логунова. Он рассказал о системе медицинской помощи на промышленных объектах, в портах и на кораблях.  

В рамках круглого стола были презентованы бизнес-предложения, транспортные и логистические проекты по восточной ветви  МТК «Север-Юг», по транзиту через Казахстан, Туркменистан и  Иран, по таможенному оформлению транзитных грузов. 

Участники круглого стола говорили об изменении многих транспортно-логистических маршрутов и актуальности создания альтернативных транспортных коридоров, в том числе в направлении Ирана.

В ходе круглого стола были рассмотрены аспекты организации перевозки через Казахстан и Каспийское море зерновых, контейнерных и рефрижераторных грузов, угля, кокса, металлопроката, пиломатериалов, нефтехимии, пропан-бутана, нефтепродуктов, нефти и других товаров.

После завершения Круглого стола проведен нетворкинг в формате В2В.

22-23 июня 2023 г. для участников бизнес-миссии Курык с целью ознакомления с инфраструктурой и установления рабочих контактов было организовано посещение порта Актау и паромного комплекса Курык.

Наталья БУТЫРИНА

Контакты

tbc1@mail.ru 

РусИранЭкспо
www.rusiranexpo.ru
Москва +7 495 971-33-66
t.me/rusiranexpo22
www.youtube.com/@RusIranExpo

Наша цель

Развитие и укрепление торгово-экономического сотрудничества между Россией и Ираном

Copyright © 2014-2023