В России принят комплекс мер по развитию транзитного потенциала МТК «Север – Юг»

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в linkedin
Поделиться в telegram
Поделиться в vk
Поделиться в facebook

14 февраля 2020 г. Первым заместителем председателя Правительства Российской Федерации А.Р.Белоусовым утверждён Комплекс мер по развитию транзитного потенциала Международного транспортного коридора (МТК)  «Север – Юг».

Документом предусмотрен ряд организационных мер, направленных на развитие Каспийского региона, в том числе:

  • учреждение АНО «Дирекция международных транспортных коридоров», призванной осуществлять экспертно-аналитическое сопровождение проекта по развитию МТК «Север – Юг»;
  • организация приема первых пробных контейнеров по МТК «Север – Юг» с использованием существующей инфраструктуры, расположенной на территории Астраханской области;
  • проведение комплексных исследований рынка транспортных услуг, в том числе мультимодальных, с оценкой существующих и потенциальных грузопотоков по МТК «Север – Юг»;
  • разработка финансовой модели организационной структуры Единого оператора МТК «Север – Юг» и собственно учреждение этого оператора;
  • заключение соглашений между Единым оператором МТК «Север – Юг» и крупными иностранными и (или) российскими грузоперевозчиками;
  • рассмотрение целесообразности организации прямого международного морского сообщения (контейнерного и паромного) с учетом проведенных маркетинговых исследований и регистрация морских линий: 1. Основной маршрут: порты Оля/Астрахань/Махачкала — Энзели, Амирабад; 2. Дополнительные маршруты: порты Оля/Астрахань/Махачкала — Актау/Курык, порты Оля/Астрахань/Махачкала — Туркменбаши, Оля/Астрахань — Баку»;
  • создание портовой особой экономической зоны в Астраханской области (на территории в районе морского порта Оля), объединение ее в Каспийский кластер с ОЭЗ ППТ «Лотос» как грузовой базой МТК «Север – Юг» с единой управляющей компанией и передача полномочий по управлению кластером Минэкономразвития России;
  • проработка вопроса о создании мультимодальных транспортно-логистических центров в ключевых зарубежных портах МТК «Север – Юг» (Энзели, Актау (Курык), Чабахар, Мумбай) и передача полномочий по их созданию и управлению управляющей компании Каспийского кластера и ряд других.

В качестве инфраструктурных мероприятий, направленных на развитие Каспийского региона, в документе указаны:

  • определение целесообразности строительства и (или) модернизации инфраструктуры регионов Каспийского бассейна с учетом фактического и планируемого грузопотоков в рамках МТК «Север – Юг»;
  •  собственно сама модернизация транспортной инфраструктуры Каспийского региона, входящей в МТК «Север – Юг»;
  • анализ целесообразности и стоимости строительства дополнительных судов (в том числе паромов) для обеспечения транспортировки грузов по Транскаспийскому маршруту МТК «Север – Юг» с учетом фактического грузопотока и перспектив его увеличения.

Для снятие административных и технических барьеров развития МТК «Север – Юг» комплекс мер предполагает

  • проведение анализа национального законодательства государств-участников МТК «Север – Юг», в том числе в сфере таможенного оформления и логистических перевозок для подготовки предложений по внесению изменений, предусматривающих возможности беспрепятственного прохождения грузов через границы государств и сокращения сроков их обработки и,
  • проведение переговоров с сопредельными странами, расположенными на МТК «Север – Юг», о подписании межправительственных соглашений по координации государственного регулирования перевозок по международным транспортным коридорам, проходящим через Каспийский регион.

Таким образом, Правительством России принят долгожданный комплекс мер, направленных на реализацию одного из наиболее значимых российских экономических проектов на Каспии, призванных укрепить российские позиции в регионе.  

МТК «Север-Юг»

Напомним, что Международный транспортный коридор (МТК) «Север-Юг» создан для привлечения транзитных грузопотоков из Индии, Ирана и других стран Персидского залива на российскую территорию (через Каспийское море), и далее в Северную и Западную Европу. Правовой основой этого проекта является межправительственное Соглашение о международном транспортном коридоре «Север-Юг», подписанное Россией, Индией и Ираном в Санкт-Петербурге 12 сентября 2000 года в ходе Второй Международной евроазиатской конференции по транспорту. В мае 2002 года Соглашение было ратифицировано всеми его участниками и вступило в силу.

Составными частями МТК «Север-Юг» стали международные транспортные коридоры № 9 (Финляндия — Санкт — Петербург — Москва с ответвле-ниями на Астрахань и Новороссийск) и № 2 (Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород — Екатеринбург), транспортная инфраструктура Волги и Дона, в том числе Волго-Балтийский и Волго-Донской каналы, порты Астраханской области (Астрахань, Оля) и Дагестана (Махачкала).

На состоявшейся 20-21 мая 2002 года в Санкт-Петербурге встрече министров транспорта стран-участниц Соглашения был утвержден Устав Координационного Совета (КС) МТК «Север — Юг», который является руководящим органом МТК, председательство в котором осуществляется странами-участницами в порядке ротации сроком на один год. В рамках КС действуют две экспертные группы: «Коммерческие и оперативные вопросы» и «Документация, таможенные процедуры и сопутствующие вопросы».

Формирование международного транспортного коридора «Север – Юг» рассматривается Россией в качестве важного транзитного сообщения между странами Северо-Западной Европы и странами Каспийского бассейна, Персидского залива, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии, а также как возможность дальнейшего развития евроазиатских перевозок по более короткому и дешевому маршруту.

Основные преимущества МТК «Север – Юг» перед другими маршрутами и, в частности, перед морским маршрутом через Суэцкий канал, заключаются в сокращении в два и более раза расстояния перевозок.

Однако до настоящего времени базовым грузопотоком на каспийском участке МТК «Север-Юг» остается грузооборот российско-иранской торговли, который в последние несколько лет существенно снизился. По ряду причин не идут в коридор и транзитные грузы из Индии.

В связи с этим в последние годы прикаспийские страны параллельно проводят работу по формированию  железнодорожных ответвлений МТК. Россией, Азербайджаном и Ираном решается вопрос о налаживании прямого сухопутного сообщения по западному побережью Каспийского моря со строительством новой линии железной дороги Казвин – Решт — Астара (иранская) — Астара (азербайджанская). Альтернативным железнодорожным проектом в рамках реализации МТК «Север-Юг» является маршрут по восточному берегу Каспийского моря (Горган (ИРИ) — Этрек — Берекет (Туркменистан) — Узень (Казахстан)), который был введён в эксплуатацию в 2014 году.

По мнению экспертов, для полноценного запуска перевозок по МТК «Север-Юг», требуется дальнейшее совершенствование структуры управления МТК, унификация нормативно-правовой базы участвующих в проекте государств, привлечение к работе в рамках МТК крупных транспортных компаний, совершенствование необходимой инфраструктуры, увеличение объема перевозок грузов по всему маршруту в обоих направлениях.

В тоже время следует отметить, что развитию МТК будет способствовать недавно заключенное (25 февраля 2020 года) соглашение между российской компанией «РЖД Логистика», крупнейшим мультимодальным логистическим оператором в СНГ и странах Балтии, и индийской корпорацией CONCOR (Container Corporation of India Ltd), крупнейшим оператором железнодорожных контейнерных перевозок в Индии. Известно, что подписанное в Нью-Дели соглашение предполагает, что индийская компания предоставит контейнерный парк и другое оборудование для организации и развития перевозок на международном транспортном коридоре (МТК) «Север-Юг».

С учётом этого, утверждённый Комплекс мер по развитию транзитного потенциала МТК «Север – Юг» наряду с соглашением «РЖД Логистика» и CONCOR позволяют надеяться, что транспортный коридор наконец-то станет в полной мере трансконтинентальным и транзитным и тем самым окажет благоприятный эффект на развитие транспортного сотрудничества на Каспии.

Автор: Влад Кондратьев

Контакты

tbc1@mail.ru 

 РусИранЭкспо
www.rusiranexpo.ru
Москва +7 495 971-33-66

Наша цель

Развитие и укрепление торгово-экономического сотрудничества между Россией и Ираном

Copyright © 2018