Транспортный коридор Россия-Иран как опорный проект системы транскавказских транспортно-инфраструктурных проектов и логистических центров

Выступление заместителя директора Центра стратегической конъюнктуры Михаила Чернова на Международном экономическом форуме государств-участников СНГ в секции 

«Финансирование инфраструктурных проектов на пространстве Содружества. Создание транспортно-логистических центров»

Уважаемые дамы и господа, товарищи!

Прежде всего, хочу выразить искреннюю признательность всем организаторам, представителям власти и бизнеса, принимающим участие в МЭФ государств СНГ, а также в работе нашей секции. Ситуация в нашей стране и в мире, вокруг нас стремительно меняется. С 1 января 2015 года вступят в силу договоренности о создании Евразийского экономического союза (ЕЭС). Появляются масштабные инфраструктурные и транспортно-логистические задачи, которые необходимо решать в достаточно сжатые сроки, в частности на российском Кавказе и в государствах Закавказья.

Сейчас на наших глазах на Большом Кавказе складывается новая экономическая реальность. Впервые почти за сто лет Россия и государства Таможенного союза, Евразийского экономического союза после вступления Армении, через Армению получают общую границу с Исламской Республикой Иран. Я не оговорился. Советско-иранскую границу нельзя было считать таковой. В силу различных причин она была закрыта для перемещения людей, товаров и идей. Теперь она открывается, открывается навсегда, что позволит вывести российско-иранское сотрудничество, сотрудничество России и Ирана с государствами Закавказья на принципиально иной уровень. Сухопутная граница – это не морская граница: она позволяет обеспечить большее сближение, резко увеличить товарооборот, изменить номенклатуру и характер торговли, перевести торговое сотрудничество в стратегическое. Новые транскавказские сухопутные транспортные коридоры станут органичным дополнением к каспийским морским путям.

На Кавказе можно выделить три экономических региона. Во-первых, это Восточный Кавказ, к которому относятся Астраханская область, Дагестан и Азербайджан. Эта зона целиком и полностью связана со странами Каспия, Средней Азией и Ираном, проектами по добыче и транзиту углеводородов, прикаспийской торговлей.

Второй регион — Центральный Кавказ — к нему относятся русский Ставропольский край, Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная и Южная Осетия, восточная часть Грузии и Армения. Регион Центрального Кавказа связан с развитием гидроэнергетики, горной добычи и технологий. Он также станет ядром инфраструктурной и транспортной матрицы всего Большого Кавказа. Именно здесь находится ключ к безопасности всего региона, наиболее удобный коридор для сухопутной торговли с Ираном, Ираком, Турцией.

К третьему региону можно отнести Западный Кавказ, к которому относятся Краснодарский край, Адыгея, Республика Абхазия, западная часть Грузии. Этот регион ориентирован на сотрудничество и отношения со странами Черноморского и Средиземноморского бассейнов, с Европейским союзом. Это ворота Большого Кавказа в Европу и выход Евразийского союза в Южную Европу.

Начну с основного транспортного коридора, вокруг которого будет выстраиваться вся система транскавказских транспортных коридоров. Основная автомобильная магистраль, которая свяжет российский Северный Кавказ и Западный Казахстан со странами Закавказья и Ираном — Транскавказская магистраль (ТРАНСКАМ). Она была введена в эксплуатацию в конце 1986 года. В настоящее время трасса функционирует с ограничениями и соединяет Северный Кавказ с Республикой Южная Осетия. По политическим причинам трасса перекрыта на границе Южной Осетии с Грузией в районе населенного пункта Эргнет. Кроме того, проводится реконструкция основной штольни Рукского тоннеля, которая будет завершена досрочно. Тоннель планировалось сдать в конце 2015 года. Однако он будет сдан уже в сентябре этого, 2014 года. В настоящее время тоннель работает в реверсивном режиме. Сам ТРАНСКАМ должен быть модернизирован с применением новых для РФ технологий укладки дорожного полотна из постнапряженных или преднапряженных бетонных плит, что позволит перевозить любую номенклатуру стратегических и гражданских грузов без ущерба для трассы. Трасса начинается в Алагире в Северной Осетии, проходит через Республику Южная Осетия, территорию Грузии, Армению и выходит в Иран, где ударными темпами ведется строительство большой современной широкой трассы на смену существующим старым дорогам – стройка уже подошла к армянской границе. С технической точки зрения после завершения реконструкции Рукского тоннеля, эту дорогу можно будет эксплуатировать. Общая протяженность этого маршрута от Владикавказа до населенного пункта Мегри на армяно-иранской границе составит порядка 970 километров через Ахалцихе, Ахалкалаки на грузинской территории и через Гюмри и Ереван в Армении, или около 890 километров, если пойдет через Тбилиси и минуя Ереван по более сложному и опасному в эксплуатации  горному маршруту.

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

clear formОтправить