ПРОФЕССОР РУССКОГО МИРА В ИРАНЕ: ТКАЧ ТАТЬЯНА ГРИГОРЬЕВНА
15.03.2012

ProfessorRM_Tkach

Кандидат педагогических наук, филолог, преподаватель русского языка и литературы, русского языка как иностранного. Стаж работы 20 лет. До работы в Мешхедском университете им. Фирдоуси (Иран) преподавала русский язык в Молдавии, России, Италии. Автор многочисленных публикаций по проблемам преподавания русского языка в иноязычной аудитории, в том числе: «Произношу правильно: орфоэпический словарик» (2010); учебные пособия «Россия – интересная страна!» (2011) и «Русские предлоги» (2012, соавторство), монография «Основы обучения русской фонетике персоязычных учащихся» (2012). С 2012 года работает по программе фонда «Русский мир» «Профессор Русского мира».

– Как Вы оцениваете положение русского языка в Иране, где работаете в качестве профессора Русского мира?

– В крупных иранских городах за последние несколько лет открыты одиннадцать кафедр русского языка и литературы, что свидетельствует о возросшем интересе к профессиональному изучению русского языка в Иране. Университеты готовят переводчиков, лингвистов, преподавателей по программам бакалавриата, магистратуры, а с 2009 года и аспирантуры. Большинство вузов, в которых функционируют кафедры русского языка, расположены на севере Ирана в городах Бабулсар, Гилян, Исфахан, Мешхед, Табриз и Тегеран.

– Какие учебные курсы Вы ведёте? Сколько часов в неделю?

– Особенность местной системы оценки профессионализма преподавателя заключается в умении вести практически все предметы в своей или пограничной области знания, например, страноведение или историю России. Так, во втором семестре текущего 2011-2012 учебного года в Мешхедском университете им. Фирдоуси веду следующие предметы: «Русская литература 19-20 веков», «Стили речи. Письменная речь», «Научный стиль речь. Научная статья», «Методика РКИ». Последнее предполагает консультации преподавателей по методике обучения русскому языку, а также консультации студентов, оказание им помощи в усвоении предмета. Нагрузка составляет 8 академических часов в неделю.

– Кто Ваши студенты, сколько их, каков их уровень владения русским языком?

–Это молодые люди, начинающие свой жизненный путь, поступившие в вуз. На кафедре проходят обучение четыре группы, по одной на каждом курсе, в составе которых учатся более 100 студентов. По моему мнению, уровень владения русским языком зависит от многих факторов: профессионализма преподавателей, мотивированности студентов, личных способностей к изучению иностранного языка. Поэтому сложно обозначить определённый уровень владения языком студентами, однако можно смело утверждать, что базовыми знаниями они владеют и стремятся стать настоящими переводчиками-русистами.

– Почему студенты изучают русский язык, в чём их мотивация?

– Система образования в Иране построена таким образом, что студенты не выбирают будущей профессии, она их «выбирает» сама. Абитуриент подаёт документы не на обучение той или иной специализации, а на факультет этих специализаций. Проходят тестирование, которое открывает соискателю возможность обучения, в частности на факультете иностранных языков, на отделениях английского, французского, арабского, русского или другого языка. Как правило, набравшим наименьшее количество баллов абитуриентам предлагают обучаться на кафедре русского языка. Отсюда низкая мотивация у студентов, так как большинство из них мечтало изучать какой-нибудь западноевропейский язык. Заинтересовать студентов в будущей профессии – это дело преподавателей. Большую роль в росте мотивации студентов Мешхедского университета им. Фирдоуси сыграл российский фонд «Русский мир»: ожидается, что в ближайшее время в университете будет открыт первый в Иране Кабинет Русского мира. Большие надежды у преподавательского корпуса кафедры связаны со стажировками иранских студентов и преподавателей в России, которые проводятся при поддержке фонда.

– Чем ещё, с Вашей точки зрения, фонд «Русский мир» мог бы помочь укреплению положения русского языка в Иране?

– Организацией Центра русского языка, на базе которого могли бы обучаться языку и изучать русскую культуру представители всех социальных слоёв общества и возрастных групп. Иранцы заинтересованы в расширении культурологических и экономических контактов с Россией.

http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/programs2/prof.jsp

 

 

 

 

Специфические особенности ведения бизнеса в Иране, включая культурные аспекты и деловые обычаи.

 

В Иране, как и в большинстве стран Востока, культурным и религиозным традициям и обычаям уделяется особое внимание. Простое знание иранского менталитета и традиций поможет расположить к себе бизнес-партнеров и наладить взаимопонимание. Вот некоторые из правил:

  • Нельзя допускать перерыва в отношениях с деловыми партнерами, нужно постоянно напоминать о себе всякими приятными для них способами – поздравлениями, осведомлениями о здоровье и т.д.
  • Научитесь терпеливо ждать. Не проявляйте излишней поспешности, не выказывайте своего нетерпения. Излучайте уверенность.
  • Вам может показаться, что вас используют в качестве бесплатной маркетинговой службы. Отнеситесь к этому спокойно: полученные знания могут пригодиться вам самим.
  • Не удивляйтесь, если требования партнеров вам покажутся завышенными (чтобы всё оборудование соответствовало международным сертификатам, с поставкой всех комплектующих и  т.д.). На практике цель окажется более достижимой.
  • При встрече всегда приветствуйте партнеров вставанием.
  • Будьте предельно вежливы. Пропускайте впереди себя. Всегда извиняйтесь, если первыми проходите в дверь.
  • Общаясь с иранскими женщинами, не делайте двусмысленных комплиментов, избегайте любых телесных контактов, включая пожатие руки и пристальный взгляд.
  • Женщины при поездке в Иран, обязаны соблюдать нормы исламской одежды: закрывать платком волосы, оставлять открытыми только лицо и кисти рук, не носить обтягивающие и прозрачные вещи.
  • Иранцы крайне чувствительны к уровню представительства – не будут вступать в переговоры с лицом, более низким по должности и степени ответственности.
  • ·                    При планировании поездок всегда учитывайте праздники и выходные дни. Нельзя назначать деловой визит в месяц Рамадан, траурные дни Ашура и Тасуа, в период Новруза.

Во время лунного месяца Рамадан правоверные мусульмане в дневное время постятся, а пищу принимают только с наступлением темноты, поэтому обычный ход событий в этот период часто нарушается. Многие магазины и рестораны не работают днем.

Официальный выходной день в стране – пятница. Не работают учреждения и большинство магазинов. Госучреждения не работают еще и в четверг. Они также не функционируют в дни национальных и религиозных праздников.

Новруз – иранский Новый Год проходит в третьей декаде марта. Вся страна примерно с 21 марта и до конца месяца гуляет, путешествует, отмечает праздник.

  • Совершая поездку в Иран, во избежание неприятностей в аэропорту не пытайтесь провезти с собой алкоголь.
  • При ведении деловых переговоров избегайте общения «с глазу на глаз», стремитесь к публичности – все серьезные беседы в Иране принято вести только в присутствии 2-3 сопровождающих лиц.
  • При подписании документов добивайтесь предельной четкости формулировок. В текстах должна быть максимальная ясность. При переводе нужно с иранской стороной согласовать все термины.
  • ·                    При поездке в Иран надо брать с собой наличную валюту, а не карточки. 
  • ·                    Также необходимо понимать, что в силу восточного менталитета иранцы не слишком пунктуальные и достаточно медлительные люди, так что к опозданию на бизнес-встречу или переговоры следует отнестись с пониманием.
  • Иранцы дружелюбны, но сдержанны в общении. Поэтому не стоит усердно жестикулировать или прикасаться к собеседнику.
  • Иранцы — доброжелательные люди. Каждый, кто приезжает в Иран, ощущает восточное гостеприимство и самое доброе отношение к себе со стороны совершенно незнакомых людей. Иностранцу всегда помогут — покажут дорогу, пригласят в гости и угостят, причем, совершенно бескорыстно. В случае приглашения в гости к местному жителю следует взять с собой какой-либо сувенир или цветы для дамы.

 

Перспективные направления расширения российского экспорта

 

В нефтегазовой сфере

— сотрудничество в сфере разработки нефтяных и газовых месторождений Ирана с применением российских передовых технологий мирового уровня, в частности, методов повышенной извлекаемости нефти и реабилитации нефтяных месторождений;

—  реализация совместных проектов в Каспийском бассейне;

— осуществление сервисных контрактов по бурению и обслуживанию скважин с использованием передовых технологий.

 

В сферемирного использования ядерной энергии:

— создание и функционирование российско-иранского СП по управлению и технической эксплуатации АЭС «Бушер»;

— заключение контракта на строительство других энергоблоков АЭС «Бушер», а также участие российской стороны в реализации мирной ядерной программы Ирана;

— продвижение российских ядерных технологий в ИРИ в медицинской сфере.

 

В сфере электроэнергетики

 участие российских компаний в энергетических проектах Ирана, в тендерах на поставку энергетического оборудования и технологий;

 выход на иранский рынок российских компаний, работающих в сфере малой энергетики;

 сотрудничество российских и иранских компаний в сфере использования альтернативных источников энергии;

 синхронизация энергосистем двух стран – ИРИ и РФ через Азербайджан;

— углубление двустороннего взаимодействия в рамках участия в международных энергетических организациях (Форум стран экспортеров газа, Энергетический совет СНГ и др.)

 

Черная металлургия

В настоящее время иранское правительство начало реализацию программы модернизации и укрепления своей горнорудной и металлургической промышленности.  В соответствии с данной программой к 2025 году мощности иранских металлургических предприятий по выплавке стали должны достичь 55 млн. тонн, из них 47 млн. тонн – мощности по выплавке металла путем прямого восстановления. Для обеспечения металлургической промышленности сырьем будут созданы мощности по производству 69 млн. тонн окатышей и 14 млн. тонн кускового железа.

Учитывая значительный российский опыт в области черной металлургии, российские компании могли бы принять участие в строительстве предприятий горно-металлургического комплекса Ирана, в частности в строительстве заводов по обогащению железной руды и фабрик окомкования, предусмотренных планом освоения месторождений.

Суммарный объем потенциально возможных для российских компаний контрактов в черной металлургии составляет около 1 млрд. долл. США.

 

Цветная металлургия

Также в Иране успешно развивается другая отрасль горнодобывающей промышленности – добыча и переработка меди. В настоящее время фактическая монополия на добычу меди находится в руках Национальной медной компании Ирана. Ежегодный рост производства катодной меди на предприятиях компании составляет от 4,5 до 5,5 %. В 2011 году производство катодной меди в Иране составило 238 тыс. тонн. К 2025 году производство катодной меди в соответствии с планами правительства должно увеличиться до 700 тыс. тонн в год.

Для достижения поставленных целей в Иране в ближайшее время планируется начало освоения медных месторождений «МасджедДаги», «Хафтчешме» (провинция Восточный Азербайджан), «Даре Раз», «Ноучун» (провинция Керман), «Коханг» (провинция Исфаган). Стоимость услуг на разработку проекта освоения месторождений и поставку оборудования, которые планируется обеспечивать за счет иностранных подрядчиков, составляет 80-100 млн. долл. США по каждому месторождению.

Национальная иранская медная компания планирует также построить комплексы по производству медного концентрата «Мазрае», «Мейдук» и «ИджуваЧахфирузе». Стоимость иностранного оборудования и инженерных услуг в среднем составляет порядка 120 млн. долл. США.  Таким образом, суммарный объем потенциальных контрактов в медной промышленности составляет около 700-800 млн. долл. США.

 

В области тяжелой промышленной техники

В связи с планами правительства по увеличению добычи полезных ископаемых Иран нуждается в покупке специальной техники для извлечения и транспортировки руд, работы в шахтах. Правительство Ирана также ведет закупку дорожно-строительной техники, экскаваторов, грейдеров и др. Вся необходимая Ирану подобная техника производится российскими машиностроительными промышленными группами, такими как «Концерн Тракторные заводы», «Группа ГАЗ», ОАО «Объединенные машиностроительные заводы», «Уралвагонзавод», заводами по производству горного оборудования.

 

Автомобилестроение

Автомобильная промышленность в Иране по причине большого количества создаваемых рабочих мест, развитой системы автомобильных дорог хорошего качества и ряда других факторов всегда пользовалась особой поддержкой правительства Ирана.

В плане развития автомобильной промышленности иранское правительство ставит перед собой амбициозные планы в рамках стратегии развития страны до 2025 года.

В соответствии с планом развития отрасли, утвержденном в 2009 году, к 2025 году в стране должно производиться 3 млн. легковых автомобилей и 120 тыс. коммерческих автомобилей в год. Потребности внутреннего рынка к указанному сроку оцениваются в 2 млн. легковых автомобилей и 90 тыс. коммерческих.

В настоящее время российские компании могут претендовать на существенный сегмент на рынке, прежде всего, коммерческих автомобилей. С 2011 года в Иране началась реализация государственной программы замены устаревшего парка грузового автомобильного транспорта. В ходе реализации программы должны быть заменены более 150 тыс. грузовых автомобилей возрастом старше 35 лет.

Правительство Ирана в целях снижения потребления моторного топлива, улучшения экологической ситуации и безопасности на дорогах приняло решение о материальном стимулировании собственников устаревших грузовых автомобилей. При приобретении нового грузового автомобиля  владелец старого грузовика должен получить от 30 до 80 млн. иранских риалов за утилизацию (от 2,4 до 6,5 тыс. долл. США по курсу ЦБ Ирана), 200 млн. иранских риалов безвозмездной помощи от правительства (16 тыс. долл. США по курсу ЦБ Ирана), а также до 800 млн. иранских риалов (65 тыс. долл. США) в кредит по льготной ставке от 7% до 14% годовых сроком до 7 лет (базовая ставка по кредиту в иранских банках – 22-24%).

С предоставлением таких льготных условий и связан растущий импорт полнокомплектных грузовых автомобилей и седельных тягачей. С марта по август 2012 года в Иран было импортировано полнокомплектных автомобилей на сумму свыше 100 млн. долл. США. Из которых помимо китайских, шведских седельных тягачей «Скания» — на сумму свыше 40 млн. долл. США, белорусских автомобилей «МАЗ» — на сумму свыше 6,5 млн. долл. США.

Потребности рынка автобусов и микроавтобусов, в особенности, в связи с реализацией государственной программы организации пассажирского сообщения с сельскими населенными пунктами, составляют свыше 10 тыс. единиц в год. В Иране производилось около 7 тыс. автобусов различных классов. В то же время стоит отметить, что в связи с возникшими сложностями с западноевропейскими партнерами в поставке запчастей  в текущем году объем производства снизился почти на 40%.

В прошедшем году в Иран было импортировано автобусов и микроавтобусов на сумму свыше 85 млн. долл. США.

Таким образом, рынок коммерческих автомобилей является довольно емким и российские производители в лице ОАО «КАМАЗ» и «Группы ГАЗ» могут занять свою нишу в Иране.

 

Транспорт

В 2012 году продолжилось сотрудничество между Ираном и Россией в транспортной сфере. Главными задачами на данном направлении являлись активизация перевозок в рамках МТК «Север-Юг», углубление двустороннего сотрудничества. Вместе с тем в негативном плане на взаимодействии двух стран в этой отрасли сказались действующие против Ирана экономические санкции, значительно ограничившие его возможности во внешнеэкономической деятельности и, в частности, в сфере перевода финансовых средств в рамках выполнения своих контрактов. Кроме того, отмечается, что иранская сторона, в силу действующего ограничения на доступ к валютным средствам стремится реализовывать различные бартерные схемы при заключении контрактов с иностранными компаниями, где в качестве оплаты с иранской стороны предлагается сырая нефть.

В сфере железнодорожного транспорта основными проектами остаются строительство ж/д линии «Решт – Астара» и наращивание двустороннего сотрудничества в области поставок оборудования из России в Иран. На сегодняшний день уже создан трехсторонний ирано–азербайджано–российский концерн, который должен будет заниматься реализацией проекта. В ходе встреч делегации ОАО РЖД и Организации железных дорог Ирана (RAI) в октябре 2012 г. были обсуждены перспективы расширения двустороннего сотрудничества в сфере железнодорожного транспорта, а также намечены проекты, в реализации которых могла бы принять участие российская компания. В частности, иранцы высказали заинтересованность в привлечении российской стороны к работе по проектам электрификации железнодорожных линий Тегеран – Мешхед и Гармсар – Горган.

 

Гражданская авиация и космос

Согласно официальным заявлениям Организации гражданской авиации Исламской Республики Иран (ИРИ), в настоящее время в стране осуществляется проработка вопросов по существенному обновлению национального самолетного парка. В соответствии с целями пятого пятилетнего плана развития Ирана (2010-2014 гг.) самолетный парк должен обновиться таким образом, чтобы средний возраст лайнеров не превышал двадцати лет.

В связи с этим государственная авиакомпания «Иран Эйр» и крупнейшие частные авиаперевозчики «Махан», «Асеман» и «Киш Эйр» планируют в период с марта 2012 года по март 2013 года закупить за рубежом по 15 новых авиалайнеров. Кроме того, ожидается, что остальные иранские авиакомпании приобретут как минимум 30-40 новых пассажирских самолетов.

Несмотря на то, что иранцы отдают предпочтение самолетам западного производства, существующий режим международных экономических санкций сильно ограничивает возможности по их приобретению, техническому обслуживанию и ремонту. Таким образом, перспективным направлением в сфере российско-иранского экономического сотрудничества видится осуществление поставок в Иран российских пассажирских авиалайнеров, предоставление услуг по их обслуживанию и ремонту.

Кроме того, в Иране имеется достаточное количество вертолетов российского производства таких моделей, как Ми-8 и Ми-17. В настоящий момент иранцы не способны самостоятельно производить запасные части, узлы и агрегаты к ним.

В рамках государственных программ по развитию спутниковой связи и спутникового вещания национальных телевизионных каналов Иран нуждается в соответствующей орбитальной инфраструктуре. В настоящий момент имеющийся уровень ракетно-космических технологий не позволяет иранцам осуществлять запуск и вывод на высокую геостационарную орбиту космических аппаратов связи и ретрансляторов. Кроме того, иранцы пока не способны разрабатывать и производить подобные спутники.

Таким образом, оказание пусковых услуг и участие российских компаний в производстве космических аппаратов также можно рассматривать в качестве перспективных направлений сотрудничества с Ираном.

 

Информационные технологии

В рамках национальной программы по социальному обеспечению населения в течение нескольких лет в Иране осуществляется продажаавтомобильного топлива (бензина, дизельного топлива) по специальным электронным карточкам (смарт-картам). Реализация топлива по всей стране осуществляется по двум жестко закрепленным тарифам: льготному и рыночному. Разница между данными тарифами составляет чуть менее 50 процентов. При этом каждый владелец транспортного средства (автомобиля, мотоцикла и т.п.) имеет собственную смарт-карту, на которую каждый месяц выделяется определенное количество литров топлива по льготной цене в зависимости от его вида и назначения. Все автозаправочные станции в Иране оборудованы специальными терминалами, через которые осуществляется оплата топлива.

Несмотря на очевидные плюсы, данная система оплаты имеет серьезные недостатки. В частности, некоторые частные транспортные компании и отдельные водители приобретают топливо по льготной цене и перепродают его уже по рыночной стоимости. Согласно официальной статистике, в результате подобных действий в соседние с Ираном страны (Афганистан, Пакистан и др.) контрабандным путем ежедневно поставляется около двух миллионов литров бензина и дизтоплива, что наносит серьезный урон государственной казне.

В настоящее время иранцы не располагают техническими возможностями по контролю над использованием «льготного» топлива по прямому назначению. В связи с этим Иран испытывает потребность в сложном комплексном решении, способном сохранить имеющиеся плюсы и устранить несовершенство существующей системы оплаты топлива.

Другой проблемой, стоящей перед иранцами, является низкий уровень развития логистического обеспечения автомобильных грузовых перевозок внутри страны, особенно между населенными пунктами. Официальная статистика отмечает, что большая часть транспортных средств после доставки груза в место назначения возвращается обратно порожней. При этом следует отметить, что большая часть перевозок грузов в Иране приходится именно на автомобильный транспорт.

Таким образом, иранцы в лице специально созданного в министерстве нефти ИРИ подразделении и различных частных и государственных транспортных компаний нуждаются в полностью готовом проекте, который сможет позволить исключить нецелевое использование топлива и его экономию. При этом составными частями данного проекта могут стать различные навигационно-диспетчерские системы, логистическое программное обеспечение и т.п.

Иранцы всерьез озабочены вопросами обеспечения безопасности своих электронных сетей от хакерских атак и защиты от проникновения вредоносных вирусных программ. В связи с этим иранские компании прилагают усилия по поиску иностранных партнеров, занимающихся разработкой и поддержкой программных продуктов, таких как межсетевые экраны типа Firewalls, антивирусных программ для операционных систем WindowsMicrosoftи Linux.

Следует отметить, что основными требованиями государственных учреждений Ирана к любым программным продуктам являются их иранское происхождение и полная адаптация к местным условиям. В связи с этим наиболее приемлемым для иранцев вариантом является так называемоеOEM(OriginalEquipmentManufacturer) производство внутри страны, но под иранским торговым знаком. Кроме того, иранцы хотят осуществить перевод пользовательского меню данных программ на персидский язык.

 

Телекоммуникации и связь

В последнее десятилетие в Иране наблюдается бурное развитие услуг сотовой мобильной связи, уверенно растет число абонентов. Вместе с тем национальные особенности иранцев по ведению продолжительных телефонных разговоров и небольшая стоимость звонков приводят к увеличению нагрузки на сотовую инфраструктуру. При этом страдает качество, прежде всего, голосовой связи. Кроме того, иранские граждане имеют большое количество родственников, проживающих за границей, из-за чего количество международных телефонных переговоров также значительно. При этом часто возникают трудности при наборе номеров абонентов, прежде всего, иностранных стационарных и мобильных операторов.

Наблюдаемые проблемы с мобильной связью являются прямым следствием несоответствия оснащения сотовой сети необходимым оборудованием реальным постоянно растущим потребностям иранского общества. Опыт и возможности российских компаний, занятых в данной сфере, мог бы оказать содействие иранским партнерам.

Не менее перспективным направление российско-иранского сотрудничества может стать оказание технического и финансового содействия иранским компаниям в строительстве оптико-волоконных линий связи. Согласно национальным планам, учитывающим географическое положение страны, иранцы намерены стать крупнейшим на Ближнем Востоке транзитным пунктом передачи электронных данных из Юго-Восточной Азии в Европу.

 

 

В области сельского хозяйства

Основные направления российско-иранского сотрудничества в сельскохозяйственной  сфере остаются традиционными.

1. Иран заинтересован в импорте российской продовольственной и фуражной пшеницы, ячменя, кукурузы, сои, соевого шрота, а также других комбикормов для животных и птиц.

2. У Ирана также существует потребность в импорте говядины и баранины, однако российские экспортные цены на данную продукцию существенно выше (даже с учетом логистики), чем в странах Южной Америки. К тому же развитие двустороннего сотрудничества между Ираном и Россией в области ветеринарного надзора столкнулось с рядом проблем.

Министерство торговли Ирана и иранские компании-импортеры мясной продукции, начиная с конца 2009 года озвучивают вопрос закупокхаляльного мяса в России (в основном баранины) до 160 тыс. тонн ежегодно. Однако, по данным министерства сельского хозяйства России, у РФ нет таких мощностей для экспорта баранины в указанных количествах. Исходя из вышеизложенного, возможно рассмотреть вопрос целесообразности создания специализированных животноводческих комплексов на юге России для экспорта их продукции на рынки стран Ближнего Востока и Азии.

3. После отмены в Иране в начале 2011 года запрета на импорт порядка 300 видов сельскохозяйственных продуктов, появилась заинтересованность в импорте подсолнечного масла-сырца и сухого молока. На сегодняшний день иранские компании заинтересованы в рафинировании и фасовке подсолнечного масла, и готовы импортировать в страну порядка 1,5 миллиона тонн масла-сырца. В том числе Государственная торговая корпорация Ирана (GTC)  проявляет интерес к импорту сахара в Иран.

Можно выделить следующее направление российско-иранского сотрудничества в области импорта иранских сельскохозяйственных товаров.

Учитывая хорошее качество овощной продукции Ирана, многие крупные российские сетевые продовольственные гипермаркеты заинтересованы в их закупке.  Гипермаркеты знакомы с качеством иранских овощей, так как на сегодняшний день помидоры, огурцы, морковь, картофель репчатый лук и капуста, покупаемые Азербайджаном у Ирана реэкспортируется в Российскую Федерацию.

Руководство страны прилагает все усилия для достижения продовольственной безопасности в плане  самообеспечения Ирана сельхозпродукцией. В настоящее время Иран обеспечивает внутренние потребности населения в продуктах питания на 95%. По данным Министерства сельскохозяйственного джихада на территории Ирана функционирует порядка 16 000 агропромышленных предприятий, занятых в переработке и хранении сельхозпродукции. В общей сложности их производственный потенциал составляет 100 млн. тонн.

Для справки: в 1979 году эта цифра составляла только 25 млн. тонн сельхозпродукции, к 2015 году Иран собирается довести производство до 124 млн. тонн.

Руководство Ирана уделяет особое внимание развитию агропромышленного комплекса страны, продукция которого в среднесрочной перспективе должна стать важным источником валютных поступлений в бюджет за счет ее экспорта за рубеж. В сельскохозяйственном секторе страны так или иначе заняты 23 млн. иранцев. Сельхозпродукция имеет огромный потенциал и экспортируется в 60 стран мира.

Годовое потребление зерновых культур в Иране составляет 13 млн. тонн, из них 9-10 млн. тонн приходится на долю пшеницы.

Основными культурами в структуре импорта из России являются: пшеница, ячмень, кукуруза фуражная, соевый шрот и рис.

Экспортно-импортными операциями с сельскохозяйственной продукцией занимается Государственная торговая корпорация Ирана (GTC), государственное агентство Ирана по фуражу, министерство торговли, министерство обороны ИРИ, Корпус стражей исламской революции и некоторые частные компании. Вышеперечисленные организации и компании осуществляют импорт зерновых через своих агентов, не размещая тендерную информацию в СМИ или на общедоступных сайтах.

 

СОГЛАШЕНИЕ

МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН О ТОРГОВОМ

И ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ

(Москва, 14 апреля 1997 года)

 

Правительство Российской Федерации и Правительство Исламской Республики Иран, именуемые далее Договаривающимися Сторонами,

желая создать благоприятные условия для значительного и гармоничного развития и диверсификации торговли и экономического сотрудничества на основе равноправия и взаимной выгоды,

согласились о нижеследующем.

 

Статья 1

 

Договаривающиеся Стороны предпримут в рамках законов и правил, действующих в каждой из стран, все необходимые меры для поощрения и развития торговли, экономического и технического сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран.

 

Статья 2

 

С учетом экономических и технических возможностей и потребностей обеих стран Договаривающиеся Стороны будут содействовать укреплению и расширению сотрудничества в области энергетики, в том числе атомной, сельского хозяйства и рыболовства, черной и цветной металлургии, нефтегазовой промышленности, машиностроения, транспорта, торговли, а также в других областях, представляющих взаимный интерес.

При этом, по взаимному согласию Договаривающихся Сторон, могут заключаться отдельные соглашения по сотрудничеству в перечисленных или других областях.

 

Статья 3

 

Экономическое и техническое сотрудничество между двумя странами будет осуществляться, в частности, по следующим направлениям:

оказание технического содействия по инвестиционным объектам, включая выполнение проектно-изыскательских работ и подготовку соответствующих технико-экономических обоснований, поставку оборудования и материалов, а также командирование специалистов;

обмен технологиями и опытом;

создание совместных предприятий и компаний;

сотрудничество между организациями и компаниями по совместному строительству объектов на территории каждой из двух стран или в третьих странах.

 

Статья 4

 

Экспорт и импорт товаров и услуг, экономическое, техническое сотрудничество между двумя странами будут осуществляться на основе контрактов, заключаемых юридическими и физическими лицами обеих стран согласно действующим в них законам и правилам и в соответствии с конкурентными ценами на аналогичные товары и услуги, существующими на мировых рынках с учетом характеристик соответствующих товаров и услуг.

 

Статья 5

 

Все платежи между обеими странами будут производиться в свободно конвертируемой валюте в соответствии с законодательством, действующим в каждой из стран.

В отдельных случаях юридические и физические лица могут согласовывать иные способы платежей в соответствии с международно признанными нормами и правилами, не противоречащими валютному законодательству, действующему в каждой из стран.

 

Статья 6

 

Товары, импортируемые из одной страны в другую, могут реэкспортироваться в третьи страны лишь с предварительного письменного одобрения компетентных органов страны — экспортера.

 

Статья 7

 

В целях развития торговли, увеличения объема услуг и обмена коммерческой информацией Договаривающиеся Стороны будут содействовать организациям обеих стран в проведении и участии в международных ярмарках и выставках, конференциях и специализированных семинарах, проводимых на территории каждой из стран.

 

Статья 8

 

Компетентные органы каждой из Договаривающихся Сторон будут разрешать в соответствии с действующим в их странах законодательством создание на своей территории представительств коммерческих организаций другой страны и сделают все возможное для обеспечения благоприятных условий их деятельности в рамках действующего законодательства.

 

Статья 9

 

Договаривающиеся Стороны будут содействовать дальнейшему развитию сотрудничества между Торговыми палатами обеих стран.

 

Статья 10

 

Контроль за ходом выполнения настоящего Соглашения будет осуществляться Постоянной российско-иранской комиссией по торгово-экономическому сотрудничеству, состоящей из представителей Договаривающихся Сторон.

Комиссия будет рассматривать вопросы надлежащего выполнения настоящего Соглашения и представлять Договаривающимся Сторонам предложения в отношении мер, направленных на развитие и диверсификацию торгово-экономических связей между обеими странами.

Заседания Комиссии проводятся поочередно в Российской Федерации и Исламской Республике Иран один раз в год в согласованные сроки.

Комиссия может создавать подкомиссии и рабочие группы для решения конкретных задач; протоколы заседаний подкомиссий и рабочих групп подлежат утверждению Постоянной российско-иранской комиссией по торгово-экономическому сотрудничеству.

 

Статья 11

 

Споры по толкованию и применению настоящего Соглашения будут разрешаться путем переговоров и консультаций Договаривающихся Сторон на дружественной основе.

Все возможные споры по контрактам, заключенным физическими и юридическими лицами в рамках данного Соглашения, будут разрешаться в соответствии с условиями контрактов.

 

Статья 12

 

В развитие настоящего Соглашения Договаривающиеся Стороны могут заключать соглашения и протоколы и разрабатывать программы сотрудничества.

 

Статья 13

 

Подписание настоящего Соглашения не наносит ущерба действию Договора о торговле и мореплавании между СССР и Ираном от 25 марта 1940 года.

 

Статья 14

 

Настоящее Соглашение вступает в силу с даты обмена письменными уведомлениями, подтверждающими выполнение каждой из Договаривающихся Сторон процедур, необходимых для вступления Соглашения в силу в соответствии с законодательством, действующим в каждой из двух стран, и будет действовать в течение 5 лет. По истечении указанного срока Соглашение будет автоматически продлеваться на последующие годичные периоды, если ни одна из Договаривающихся Сторон не сделает письменного заявления о своем желании прекратить его действие с предупреждением за 6 месяцев до истечения соответствующего периода его действия.

По истечении срока действия настоящего Соглашения его положения будут применяться ко всем контрактам, заключенным в период его действия и не исполненным к моменту истечения срока действия Соглашения.

 

Настоящее Соглашение, состоящее из преамбулы и 14 статей, совершено в городе Москве 14 апреля 1997 года, что соответствует 25 фарвардина 1376 года, в двух экземплярах, каждый на русском, персидском и английском языках, причем все три текста имеют одинаковую силу. В случае возникновения каких-либо разногласий в толковании текстов настоящего Соглашения, предпочтение будет отдано английскому тексту.