Польза и «вред» экономического сотрудничества с Ираном для России
После начала выполнения Ираном и группой 5+1 женевских договоренностей, с Исламской Республики были сняты некоторые санкции. В перспективе ожидается избавление Тегерана и от оставшейся части этого экономического бремени, что, прежде всего, скажется на экономике страны, в частности – на ее экспортном потенциале. ИРИ – третья в мире страна по объему запасов нефти и вторая – по объему запасов газа, что ясно свидетельствует о том, какие отрасли выиграют, прежде всего, от снятия санкций. Первоначально в России известие об освобождении Ирана от экономических ограничений вызвало восторг, однако позже появилось довольно значительное количество публикаций и мнений, выражавших озабоченность их авторов появлением нового конкурента для Москвы на нефтяном и газовом рынках.
Основные опасения касались возможности конкуренции российской и иранской продукции в Европе, а также возможного падения цен на энергоносители после восстановление Ираном его экспорта.
Однако данная точка зрения при ближайшем рассмотрении не выдерживает серьезной критики, а восстановление экономических возможностей Исламской Республики на деле не только не угрожает, но и представляет исключительную выгоду Российской Федерации. Во-первых, следует отметить, что до введения нефтяного эмбарго, экспорт иранской нефти оценивался примерно в 55 миллиардов долларов в год. При этом доходы РФ в тот же период — в 2011 году составляли 171, а в 2012-м – 181 миллиард долларов. Несмотря на некоторое сокращение нефтедобычи в России за 2013-й год, ее объемы пока несопоставимо больше иранских. Более того, у Москвы и Тегерана в основном разные рынки сбыта. Исламская Республика до введения против нее санкций лишь 18% своей нефти на сумму в 10 миллиардов долларов продавала в Европу, куда идет основной поток нефти российской. Большая часть иранского «черного золота», примерно по 20%, предназначалась Китаю и Индии. Нефть из ИРИ также экспортировалась в Японию и Южную Корею. Стоит отметить, что указанные государства были настолько заинтересованы в иранских энергоносителях, что практически не выполнили требования США о прекращении их экспорта, ограничившись его сокращением на несколько процентов. Таким образом, восстановление и упрочение экономических позиций Исламской Республики после отмены санкций коснется по большей части традиционных для нее азиатских рынков, минимально сказавшись на европейском.
Что касается возможного роста цен, то это предположение также поспешное, учитывая уступки, в том числе и финансовые, на которые идет иранская сторона своим партнерам в условиях санкций. Можно предположить, что после снятия ограничений, ИРИ сможет выровнять цены на свои энергоносители в соответствии с мировыми.
Говоря о поставках иранского газа, можно отметить что, несмотря на планы Исламской Республики по увеличению добычи в следующие годы до 1300 миллионов кубометров в сутки, а экспорта – до 250 миллионов, единственным по-настоящему крупным рынком для нее остается турецкий. Несмотря на то, что Турция сотрудничает и с российским Газпромом, ее потребности в энергоносителях позволяют обеим странам обеспечивать их поставки, избегая конкуренции.
Вместе с тем, нельзя упускать из виду то, что Россия может быть вовлечена в развитие иранской нефтяной и газовой инфраструктуры. Во-первых, стороны, несмотря на противодействие США и их союзников, уже начали работу над соглашением о поставке нефти из ИРИ в РФ. Их объемы должны составить около 500 тысяч баррелей в день. Взамен РФ должна будет поставлять Исламской Республике необходимые ей товары и оборудование. Данная сделка способна не только давать Ирану около 1,5 миллиарда долларов в месяц, но и серьезно стимулировать российскую экономику.