Обзор экономической сферы Ирана

 Торгпредство России в Иране

Оценка состояния национальной экономики и перспектив ее развития, тенденции в сфере государственного регулирования экономики.

В 2012 г. Вашингтон и страны ЕС продолжили оказывать давление на Тегеран, в частности, путем принятия новых рестрикций против иранского энергетического сектора, нефтегазовой промышленности ИРИ. Так, в июле прошлого года Брюсселем было введено нефтяное эмбарго против ИРИ, запрещающее покупку иранских углеводородов странами ЕС, что имело негативные последствия для нефтегазовой промышленности Ирана. В частности, Тегеран был вынужден значительно сократить добычу нефти, приблизительно на 17% по сравнению с 2011г., до 2,8-3,0 млн. баррелей в сутки (б/с), при этом экспорт сырой нефти также снизился и достиг отметки в 1,1-1,3 млн. б/с. (в2011 г. – 2,2 млн. б/с). Данное обстоятельство привело к стремительному сокращению нефтяных доходов Ирана практически в 2 раза  —  с 78 млрд. долларов по итогам 2011 года до 43 млрд. долл. США в прошлом 2012 году, что, безусловно, отразилось на финансовом обеспечении ряда крупных нефтяных проектов.

В результате недостаточного финансирования, а также отсутствия соответствующего передового западного оборудования и технологий в прошедшем году была приостановлена реализация нескольких крупных нефтяных проектов, а именно разработка нефтеносных пластов газоконденсатного месторождения «Южный Парс», 3-ей фазы нефтяного месторождения «Дехлоран», кроме того отмечались отставания от графика работ на месторождениях «Биналуд», «Эсфандияр», «Бушган» и др.

В  условиях ухода c иранского рынка иностранных инвесторов, а также нехватки современных технологий в нефтегазовом секторе Тегеран переориентировался на развитие более тесного сотрудничества со странами юго-восточной Азии и прежде всего КНР. Китайские нефтяные корпорации, такие как «CNPC» и «Sinopec», были привлечены иранской стороной для разработки нефтеносных полей «Северный Азедаган» и «Южный Азедаган» (доказанные запасы нефти 33,2 млрд. барр.), «Ядеваран» (17 млрд. барр.), а также других месторождений. По итогам 2012 года Пекин стал основным поставщиком нефтегазового оборудования (шельфовые нефтяные платформы, буровые установки, запорная арматура и т.д.) и различных отдельных услуг по разработке месторождений в Иране.

Несмотря на планомерное расширение двусторонних энергетических связей с Пекином, в высшем руководстве ИРИ осознавали, что для минимизации влияния международных санкций, а также снижения зависимости нефтегазового сектора от третьих стран, в т.ч. и КНР, необходимо больше рассчитывать на свои внутренние силы. В этой связи в2012 г. министерство нефти Ирана  совместно с банком «Мелли» выпустили облигации государственно займа на сумму в 6,4 млрд. долл. США для инвестирования в нефтегазовые проекты. Около 1,5 млрд. долл. США из вырученных средств было вложено в реализацию завершающего этапа строительства НПЗ «Сетаре-йе халидже Фарс», ввод в эксплуатацию которого  позволит увеличить производство бензина в стране с нынешних 52 до 74,5 млн. литров в сутки, а также довести качество топлива до стандартов Евро-4.

Иранские подрядчики стали активнее привлекаться к возведению объектов нефтегазовой инфраструктуры. Так, частная компания «Тадбир» заключила с Национальной иранской нефтяной  компанией контракт на разработку 2-го блока нефтегазового месторождения «Мансури», расположенного в провинции Хузестан. Нефтяные поля с тяжелой нефтью «Тусан» и «Альфа» были переданы консорциуму «Хатам-аль-Анбия», который обязался также проложить трубопровод с данных месторождений до производственных мощностей в районе о.Хенгам.

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

clear formОтправить